Экстремальные тесты MN.
Как мы губим технику – 2

Мы уже писали, что наш экстремальный тест рассчитан на все время проведения Кубка России по парусному спорту, то есть на три номера. Номер, который вы держите в руках, получается вторым, а значит, технике осталось жить совсем недолго. В этот раз мы провели испытания промежуточной интенсивности, дабы сберечь инструментарий до последнего, решающего этапа. В следующий раз мы не пощадим никого и ничего 🙂

В этом номере у нас дебютировала Nokia 5140, которая не успела поучаствовать в предыдущих гонках, а также карт-плоттер SEIWA BARRAMUNDI. В случае с последним ничего экстремального придумать не удалось (не затапливать же яхту в конце концов, когда впереди еще несколько гонок!), поэтому мы публикуем фактически стандартный тест Mobile News. В следующем номере мы представим подробные тесты GPS-приемников.

Отлично отработали свое карты «Би Лайна», вставленные в устройства BlackStar BS1 и обеспечивавшие передачу координат яхты во время гонки. Писать здесь особо не о чем, так как в Петрозаводске «Би Лайн» работает, и сигнал есть даже на относительно большом удалении от берега (до 15 км).

SEIWA BARRAMUNDI

Когда в начале сезона мы получили карт-плоттер SEIWA BARRAMUNDI, то были несколько ошарашены: 10,4-дюймовый цветной дисплей смотрелся на нашей в общем-то небольшой яхточке чересчур солидно. Да и энергоаппетиты устройства внушали опасения. К сожалению, не существует еще электронных карт для Волги. Поэтому по-настоящему проверить карт-плоттер в деле удалось только на Онеге. И там уж мы оторвались по полной! Вообще, классический процесс навигации на маленькой гоночной яхте весьма не тривиален, особенно если погода свежая: хорошего места под бумажную карту нет, оторвать человека от управления яхтой можно далеко не всегда, да и крен, качка вкупе с постоянно мокрыми картами не самые курортные условия для штурмана. С другой стороны, процесс этот жизненно важен, и, хочешь не хочешь, приходится его осуществлять. С появлением таких устройств, как GPS и карт-плоттеры, жизнь упрощается в разы, а заодно и увеличивается точность расчетов.

Мы установили карт-плоттер так, чтобы было удобно работать внутри яхты и при этом большой экран позволял достаточно хорошо видеть картинку с палубы, не спускаясь в каюту. Удобно и экономит время в критических ситуациях.

Поначалу не обошлось без курьезов. Учитывая, что наши морские карты используют в качестве модели Земли эллипсоид Красовского, мы установили в настройках GPS соответствующую модель, и в первой гонке, огибая остров правым бортом, с удивлением наблюдали, как на карте мы уверенно оставляем его слева. Проштудировали инструкцию к карте еще раз, перенастроились – и больше подобных инцидентов не было.

Вообще, большой экран – вещь хорошая, на других яхтах тоже были плоттеры, однако экран в 5 дюймов это отнюдь не то же самое, что почти в 11. Единственный минус: электричества поглощает много, а для яхты это вопрос принципиальный, поскольку емкость аккумулятора ограничена. Если бы производители предусмотрели режим пониженного энергопотребления (при котором, например, экран гаснет, когда в нем нет необходимости), было бы очень здорово.

В отдельных строках отметим модуль приема сигналов GPS. Вообще-то, он обеспечивает прием дифференциальных поправок от наземных станций, и в таком режиме обеспечивает точность в пределах 7 метров. Естественно, в нашей стране таких станций нет, поэтому нам приходилось довольствоваться точностью обычной GPS, то есть плюс-минус 15 метров. Однако 12-канальный приемник обладает исключительной чувствительностью, мы даже не стали устанавливать антенну снаружи – прикрутили ее прямо под палубой, примерно в 0,6 м от воды. И она успешно ловила спутники, и ни крен, доходивший временами до 35 градусов, ни волна, ни мокрая палуба на прием особо не влияли. За все время тестирования прибор только один единственный раз потерял спутники, но буквально через минуту их отыскал.

Надо сказать, что SEIWA BARRAMUNDI не был единственным прибором на борту яхты MN – он органично влился в сеть чисто яхтенных приборов от фирмы Silva: лаг, эхолот, метеостанция. Мы соединили все это в единый комплекс, обменивающийся данными по протоколу NMEA, и могли на палубе наблюдать навигационные данные, а внутри на плоттере высвечивались глубина, скорость ветра и т. п. – очень удобно.

Более того, в BARRAMUNDI предусмотрена возможность записи параметров ветра (скорость и направление) с последующим отображением на графиках – во время парусных гонок чрезвычайно полезная информация. Однако в той версии софта, которая нам досталась, эта функция еще не была реализована, поэтому испытать ее в деле нам не удалось, хотя прибор успешно записывал скорость самой яхты.

Сам процесс навигации с плоттером заметно отличается от привычной штурманской работы с бумажными картами (даже с использованием обычных GPS-приемников). Не нужно тратить время на то, чтобы снять координаты с карты, а потом наносить по тем же координатам местоположение судна – вы просто указываете точку на экране, зачастую даже не задумываясь о ее координатах, и прокладываете к ней маршрут; потом остается только следить за картинкой на экране: насколько ты отклонился от предполагаемого маршрута. Всегда можно посмотреть характеристики маяков, огней, буев и других объектов, просто наведя курсор на объект. Это избавляет от необходимости возить с собой целую библиотеку.

Очень понравилась и скорость работы BARRAMUNDI, а также скорость перерисовки при масштабировании и панорамировании. При работе с плоттерами предыдущих поколений других производителей приходилось долго ждать, когда же наконец сменится картинка.

К недостаткам устройства можно отнести повышенную чувствительность джойстика, особенно мешающую при работе с меню: во время качки иногда приходилось сильно концентрироваться, чтобы попасть в нужный пункт.

В целом, прибор производит очень хорошее впечатление, а, как известно, к хорошему привыкаешь очень быстро, и без него уже чувствуешь себя как-то неуютно.

Карт-плоттер предоставлен компанией ООО «Сейва»: (812) 320 4272; www.seiwa.ru

MaxSelect TravelBook Z4

Наше путешествие с ноутбуком MaxSelect TravelBook Z4 продолжается. Можно сказать, ведем репортаж с места боев: с такими машинками редко так обращаются. Все-таки озеро. Нижнюю часть мы спрятали от греха подальше в полиэтиленовый пакет, но дисплей оставался незащищенным (через полиэтилен видно очень плохо). Влага, часто появляющаяся на экране, вызывала некоторые опасения за дальнейшую судьбу ноутбука, но затекать внутрь корпуса мы ей не давали.

Компьютер работал без сбоев: влага на него не действовала… Может, мало поливали? 🙂 Солнце быстро высушивало капли на дисплее, и, высыхая, они оставляли по себе память – белесые, мутные разводы. Из-за этого приходилось часто протирать дис-плей, а специального набора под рукой, конечно же, не было. Но переживали мы напрасно: «уборка» обошлась без царапин.

А вот одна из защелок аккумулятора не выдержала напряжения и сломалась. Теперь батарея держится только благодаря скотчу, которым ее примотали к корпусу. Смотрелось, конечно, не слишком презентабельно, но на дальнейшую работоспособность машинки не повлияло.

В остальном MaxSelect TravelBook Z4 держался молодцом, исправно неся флотскую службу.

Ноутбук предоставлен компанией MaxSelect:
(095) 240 2401, www.maxselect.ru

Pentax Optio 43WR

Мучения нашего фотоаппарата продолжаются. Как и любого городского путешественника, хорошо знакомого с техникой, во время пути нас постоянно занимала одна и та же дилемма. С одной стороны, в путешествии фотоаппарат нужен, нужен обязательно и постоянно, тем более – в путешествии, подобном нашему. С другой стороны, яхта – не самое подходящее для него место. Вообще, судя по нашему опыту, любая сложная техника в полевых условиях либо перестает работать целиком и полностью, либо ее эпизодическая работоспособность не поддается логическому осмыслению.

Впрочем, теории можно предаваться бесконечно долго, но когда-то надо переходить и к практике. Как было ясно из «иконки» в уголочке коробки, фотоаппарату присвоен класс «Water Resistant Class 7», что расшифровывается, как «можно мочить в воде и фотографировать под дождем». Честно говоря, пыле- и влагозащищенных моделей мы перевидали достаточно, а вот насчет «можно мочить в воде»… Действительно, это было бы чертовски полезным свойством для техники на яхте, где сухое место находится только под палубой. В прошлом номере мы уже описывали, как макали фотоаппарат с причала в Волгу, а в этот раз решили усугубить испытание и увеличили его по времени и глубине.

Итак, глубина была не десять сантиметров, а метр, а время увеличилось с трех до пятнадцати минут. В принципе, из установленных производителем рамок по этому показателю мы не вышли (аппарат нам еще пригодится для других испытаний) и не были особенно удивлены тем, что аппарат после купания заработал как ни в чем не бывало. Корпус явно предусматривает и противоударность, о чем говорят специальные вставки по углам. Вообще, противоударность фотоаппаратов – отдельная песня. К примеру, совершенно не экстремальный мобильник с легкостью выдерживает падение на асфальт с высоты человеческого роста, а любой обычный цифровой фотик прикажет долго жить после такой экзекуции. Мы решили опять идти по восходящей (в следующем номере мы увеличим высоту) и предположили, что для фотоаппарата совершенно обычное дело – выпасть из кармана на все тот же асфальт. Ну, уронили. Включили. Работает. Уронили включенным – опять работает. Даже не интересно.

Фотоаппарат предоставлен компанией «Пентар»: (812) 346 7989, (095) 937 4058; www.pentar.ru

Nokia 5140

Буквально в последний момент на борт нашего корабля погрузили еще одного претендента на экстремальное тестирование – мобильный телефон Nokia 5140. На предыдущую гонку он не успел, так как в России появился только после того, как она закончилась. В прошлом номере мы сделали стандартный тест этого телефона, поэтому надеемся, что вы уже имеете некоторое представление о нем. Подчеркнем лишь, что компания Nokia позиционирует 5140 как телефон для любителей спорта и активного отдыха. Аппарат пыле-, брызго- и ударозащищенный, то есть ронять его можно не только с высоты человеческого роста, но и подбросив над головой :-), а вот опускать под воду его нельзя, по крайней мере, гарантийные обязательства Nokia в этом случая снимаются. Пока мы размышляли, стоит ли мочить его или нет, все решил Его Величество Случай. Аппарат действительно случайно выпал из кармана за борт. Яхта стояла у причала, и поэтому телефон удалось вытащить практически моментально. В воде он пробыл считанные секунды. Первым делом, как и положено в таких случаях, мы выдернули аккумулятор и дали аппарату просохнуть. Визуально свидетельств попадания воды в него не было. Уже потом мы внимательно осмотрели весь телефон и все его критические для попадания влаги разъемы и щели. Выводы из осмотра были сделаны следующие: зря сигали в воду прямо в одежде, можно было успеть, по крайней мере, раздеться…

Мобильный телефон предоставлен компанией Nokia;
www.nokia.ru

 

При полном или частичном использовании материала «MaxSelect Экстремальные тесты MN.» ссылка на Мобильные новости обязательна