Анастасия Постникова Владимир Закурдаев

Константин Виноградов

Набрав с собой всевозможного «железа», MN отправился в Карелию, чтобы показать Вам ее красоты и рассказать, как пользоваться техникой «на полную катушку».

10 утра, сонная редакция. Все в ожидании чего-то значительного, а именно – нашего отъезда. По идее, решено, что едем на два дня, но количество запасенной для нас пищи свидетельствует о том, что коллеги с удовольствием бы отправили нас в глухие карельские леса на неделю-другую. Вместо питательных сухофруктов, которые просил купить нам в дорогу Костя Виноградов, в пакете с едой лежат сушки… Это напоминает анекдот про двух эстонцев с похмелья: «Минералки не было, я купил печенья!» Аккуратно упаковав палатки, спальники, пенки, котелки, воду, а главное – резиновые сапоги отечественного завода «Красный треугольник» в любезно предоставленный нам автомобиль Huyndai Santa Fe, обнаружили, что багажник (объемом 690 литров, между прочим!) забит до отказа. Так что от обзора через заднее стекло водителю сразу пришлось отказаться.

Трогательное прощание, горячие слезы, развевающийся белый платочек в руках шефа отдела развития – все это мне, наверно, приснилось…

День первый

Не скрою, люди, которые работают в нашем журнале, очень любят путешествовать! И, несмотря на любовь к комфорту и благам цивилизации, находят особый кайф в экстриме. Прослышав про странную гору Воттаваару, или Смерть-гору, как ее еще называют, знаменитую своими аномалиями, мы решили отправиться на ее поиски, подняться и проверить-таки, что же там происходит с техникой и, собственно, с людьми. А маршрут свой мы проложили через Приозерск с его древними крепостями, Куркиёки, Сортавалу, Лахденпохью и многие другие карельские города…

Нет ничего комичнее в северной столице, чем москвич за рулем и комментирующие с заднего сиденья маршрут питерцы, которые на машине отродясь не ездили.

– Сейчас налево!– Можно было раньше предупредить?– Ой, а теперь направо, а потом немного левее, ну вон туда!– Где трамвайные пути?– Да!– Так здесь же одностороннее!

– Да?

Отыскав нужную дорогу, двигаемся в сторону Приозерска – «135 км». Что такое выездные трассы из города, думаю, знают все. Особенно впечатляет огромное количество всевозможных сводных братьев, дальних родственников и просто знакомых Шумахера, мнящих себя великими гонщиками. От одного такого лихача, обгонявшего машины по встречной в «слепом» повороте, мы еле увернулись. Все произошло так быстро, что никто не успел толком понять, что именно произошло.

– Вы обратили внимание, что я только что спас всем нам жизнь? – спрашивает Костя.

Переглянулись, отогнали дурные мысли, едем дальше…

В поселке Лосево выскочили, как безумные, из машины и бросились к реке Вуоксе – здороваться. Дело в том, что именно в этом ее месте проходят тренировки ка-якеров и каноистов, а главное – международный ежегодный туристский водный фестиваль «Вуокса». Между прочим, главным развлечением водников на этих соревнованиях является спуск на надувных резиновых женщинах, так называемый Bubble Baba Challenge. Сами, к сожалению, этого зрелища не видели, но очевидцы утверждают: незабываемо!

Недалеко от Приозерска останавливаемся на придорожной заправке. Знаете, что самое ценное в этих заведениях на трассе? Конечно – туалет. Ведь «ближайшие кусты» не всегда оказываются хорошим убежищем для страждущего, особенно если вы едете посреди голой равнины. Кстати, там же, на заправке, удалось зарядиться небольшой порцией кофе, приготовленного нам любезно-бездушным аппаратом.

Во время блужданий по Приозерской крепости мечталось о машине времени, которая могла бы помочь воочию увидеть времена постройки этих валов (они датируются 1310 годом). Или же посмотреть на незаконную молодую жену Емельяна Пугачева, которая была заточена здесь в тюремные казематы Круглой башни.
Но время берет свое: валы осели на три метра, а в этом году, по словам хранителей местного музея, они стали особенно сильно разрушаться – видимо, по причине частых дождей. Несмотря на это, смеем заметить, места удивительны своей аутентичностью и каким-то неизменным спокойствием.

Далее наш маршрут пролегал через легендарный поселок Куркиёки, который считается историками истинной прародиной карел, местом их первичного поселения. К тому же здесь археологами были найдены древнейшие захоронения. Разумеется, мы не могли проехать мимо. Правда, на месте древнего городища Линнавуори мы нашли лишь остатки каменных валов и фундаментов некогда величественной и стратегически важной крепости Кронборг. Место это расположено в центре Куркиёки, на берегу реки. А буквально рядом с ним находится магазин «Уют», где мы смогли запастись сухим пайком (сушки, между прочим, были злодейски съедены в первые два часа пути) и тонизирующими напитками к ужину.

Ближе к вечеру мы оказались на границе с Карельской республикой. А когда стало смеркаться, решили разбить лагерь в ближайшем лесу. Натыкаясь в темноте на всевозможную растительность, мы разбрелись в поисках места для стоянки. Рации от Voxtel оказались под рукой как нельзя кстати: все были на связи, никто не заблудился, а поиски проходили, сопровождаемые шутками-прибаутками и гомерическим хохотом на весь лес. По возвращении Владимир Закурдаев выдал свои комментарии к работе этих аппаратов.

День второй

Согрев внутренности горячим чаем и подкрепившись, решили выбираться на трассу. Оказалось, что поле, по которому мы ползали ночью, не единственный путь обратно – в двадцати метрах от стоянки есть прекрасная лесная дорога, которая, правда, перегорожена поваленным деревом. Но мы легких путей не ищем! Один конец троса – на дерево, другой – к фаркопу нашего многострадального Huyndai, благо, мощность машины позволяет. Освобождаем себе путь к новым открытиям – и вперед!

На пути селение с забавным финским названием Лахденпохья. Местные, кстати, говорят, несколько смягчая: «Ладенпохи». В ближайшем магазине нам удалось выяснить, что единственной достопримечательностью этого районного центра является сгоревшая финская церковь, от которой остались только красные кирпичные стены. Но зато какие! Это монументальное сооружение скорее напоминает огромный собор, некогда взмывавший в небо и бывший приютом для множества страждущих душ.

Желая отыскать еще хоть одно мало-мальски сохранившееся древнее городище, мы отправились в Микли, что в пяти километрах от поселка Миинала. Древние крепости в Карелии чаще всего располагаются на побережье или в устьях рек. Не всегда это действительно холм или гора, но всегда – труднодоступное место. Суурмикли, по мнению специалистов, является одной из наиболее исследованных крепостей. Но, несмотря на «допросы с пристрастием», выяснить у местных, где же она находится, не удалось. Видно, эта крепость находится в состоянии еще худшем, чем Линнавуори в поселке Куркиёки.

Практически на самом берегу живописнейшего Мягкого озера, как называют его жители Микли (по всей видимости, из-за сказочно мягкой воды), стоит дом, хозяйка которого живет в нем вместе с младшей дочерью уже четырнадцать лет. У них так называемое фермерское хозяйство, и занимаются они скотоводством: есть свиньи, корова и любимое развлечение и забота дочери – лошадь, которую она вырастила. Ближайший дом – дача, купленная периодически наезжающими сюда питерцами, – стоит у самого озера почти в километре от них. В этом поселке дома, кажется, ближе не строят. Поэтому вокруг изумительный простор и тишина, лишь лай хозяйской собаки – подхалима Тэйка – да рев нашего автомобиля нарушают ее.

Расспрашивая об этих землях, мы выяснили, что в полях местные жители не раз находили старинные шведские монеты, а ближайшие леса просто напичканы патронами:

– Я своим домочадцам запрещала их выкапывать, от греха подальше, – говорит хозяйка дома. – А что об озере, так оно соединяется с Ладогой, но сейчас протока заросла. Туда можно выскочить только по весне, когда разлив. Насчет этого озера были очень большие планы. Пытались развести здесь рыбу, и даже какое-то время она водилась. Ее, конечно, быстро выловили. Местные мужики что, есть не хотят?

Вообще, доброжелательность и госте-приимство карелов поражает. Особенно хорошо это чувствуешь после равнодушного, а зачастую подозрительного мегаполиса.

«Что-то здесь не так…», – вертится в голове после предложения хозяйки дома заехать «на чай, на молочко». Хотя если вспомнить, где мы все же находимся, становится чертовски приятно.

В поисках новых красот мы поехали в Сортавалу, где, судя по карте, находится древнее городище Паасо. Работница музея рассказала нам, что до конца XIX века на одной из трех возвышенностей стояли валы, но когда стали строить железную дорогу, их разобрали. Пока есть только планы по реконструкции городища. Поэтому нам посоветовали посетить место под названием Рускеала (коричневая земля), где находятся мраморные штольни, а также добывается малиновый шокшинский кварцит, из которого сделан, например, мавзолей Ленина. Сюда уже добрались любители длинного рубля, поэтому для туристов оборудованы специальные маршруты, а стоимость одного билета – 30 рублей. На подъездах к Рускеала можно посмотреть знаменитые водопады. Между прочим, именно в этих краях снимали фильм «А зори здесь тихие».

Однако, прикинув, сколько времени нам понадобится, чтобы добраться до конечной цели – горы Воттаваара, – мы решили отказаться от посещения легендарных штолен. Как, впрочем, скрепя сердце, удержались и от соблазна плыть на Валаам, куда из Сортавалы ходят катера.

Дальнейший наш путь пролегал через живописные места, где рокочут водяные струи водопада Ляскеля и клонятся к земле, словно принуждаемые невидимой силой, телеграфные столбы.

Хорошо, что мне выдали фотоаппарат BENQ, а то я поначалу донимала нашего фотографа Сашу Беляева постоянными просьбами и мольбами сфотографировать «вон тот кустик» или «эту речушку».

Ближе к вечеру вся наша команда застонала: «Супа хотим!!!», и с завидным рвением бросилась на поиски ближайшего кафе. Доверчивость и открытость местных жителей, право, умиляет: подъезжает к ним в ночи эдакая «дура» здоровая с горящими фарами, и ведь никто врассыпную не бросается, не проходит скоренько мимо. А стоит лишь заговорить, как люди приветливо оборачиваются и подсказывают нужный маршрут. Правда, радость наша не была абсолютной, когда нам сказали, что ближайшее кафе находится… в 40 километрах от нас! Причем, стоит заметить, асфальт давно закончился, и едем мы по грунтовой дороге, напоминающей стиральную доску, не превышая 60, а то и 40 км/ч. Зато, когда мы наконец добрались до Суоярви и засели в караоке-баре «Елки-палки», наши вымотанные дорогой тела по-настоящему расслабились. Правда, суп, как назло, закончился… Пришлось насыщаться блюдами, прописанными в меню. А их там было два! Тем не менее нас радушно приняли, накормили «чем бог послал», напоили, разве что спать не уложили.

Время поджимает, к подножию Воттаваары нужно добраться уже к утру, поэтому мы едем в ночь, только не в романтическую атмосферу американских хайвеев, а в глухую темноту карельских проселков.

В некоторых населенных пунктах жизнь после полуночи не останавливается, а кипит, как в столице. Только масштабы другие. Видно, танцы в местном клубе только что закончились: в Найстинъярви вдоль дороги прогуливаются девицы-красавицы чуть ли не в вечерних платьях, а парни стайками кружат наподалеку.

В поселок Гимолы, что невдалеке от заветной горы, мы попали только около четырех утра. На въезде висело дорожное предупреждение – восклицательный знак в треугольнике, означающий «прочие опасности, не предусмотренные другими знаками». Еще не хватало…

В поисках дороги, ведущей на Смерть-гору, мы целый час кружили по деревне, улочки которой словно запутывали нас, мешая выбраться. Это было похоже на заколдованный лабиринт мертвого города, и только свет в некоторых домах говорил о том, что здесь все-таки кто-то живет. Поэтому мы благоразумно решили дождаться рассвета и тронуться в путь поутру, тем более что поспать пару часов перед восхождением было просто необходимо. Найдя приют на железнодорожной станции Гимольская, скрючившись вчетвером в машине, спим…

День третий

Гора Воттаваара, она же Смерть-гора, привлекла нас рассказами о колдунах, устраивающих там свои сборища, удивительной флорой и сильнейшей, если верить прочитанному, энергетикой. В некоторых источниках пишут о том, что это древний культовый комплекс племен гипербореев, что на шести квадратных километрах горы разбросано 1600 валунов. Этот феномен называют по-разному: от «мостика в иной мир» до «акупунктурной точки планеты, через которую она осуществляет энергообмен с космосом». Ученые еще не до конца изучили это место, и до сих пор оно считается опасным. А Смерть-горой ее прозвали после гибели партизанского отряда. Как относятся местные жители к горе, выяснить не удалось, поскольку их просто не было в округе. Повстречали разве что мужика на мотоцикле, у которого решили уточнить, в правильном ли направлении мы едем. Он объяснял нам маршрут (как позже выяснилось, от Гимол до Воттаваары – 25 километров), перекрикивая рев собственного мотора и перемежая речь отборным матом. После общения с ним мы еще долгое время н
аходились под впечатлением колорита гимольских мужиков.

Соорудив себе посохи, мы начали восхождение. Ощущения передать довольно сложно: вокруг ни единого звука, кроме треска веток под ногами и наших голосов. Абсолютное безветрие, отсутствие насекомых и змей, которое мы списали на холодную погоду. А говорят, здесь всегда так…

Одним из самых удивительных мест было скопление валунов, словно по чьему-то указанию выложенных в огромный круг диаметром около 50 метров! Что это – обрядовая постройка или одно из «мест силы»?

А может, просто прихость природы? У меня нет ответа на этот вопрос, но, если честно, хочется думать, что все неспроста.

На удивление, техника в аномальной зоне работала без перебоев, а GPS даже «взбодрился», обнаружив аж пять спутников!

Мы поднимались на Воттаваару около двух часов, с неизменной точностью вешая «маркеры» – метки, по которым легко можно найти обратный путь. Маркеры пришлось делать из туалетной бумаги, потому что ничего другого под рукой не было. До высшей точки горы мы, увы, не добрались, потому что, по нашим подсчетам, были достаточно делеко от нее, а еще ведь предстояло долгое возвращение…

P. S. Эту поездку можно назвать «Экстремальные тесты для работников Mobile News». Вердикт по результатам экспедиции следующий: в экстремальных условиях жить могут!

Подводя итоги, можно сказать: мы проехали 1300 километров, сделали уйму фотографий, сожгли около 450 литров А95-го бензина, потратили 600 рублей на ужин в ресторане (на четверых!) и получили массу впечатлений!

P. P. S. Отдельная благодарность адъютанту начальника РПГ ФСБ РФ по СЗФО

К. В. Игношову за помощь в получении пропусков для проезда в приграничную зону. (Для получения пропуска необходимо прийти в ФСБ РФ по Северо-Западному округу и написать заявление на имя его начальника – все будет готово в течение недели.)

Также спасибо Александру Кузьмину – руководителю общественного фонда развития реабилитационного туризма «Емеля» за разработку маршрута.

Hyundai Santa Fe

Впечатления Константина Виноградова

Перефразируя Стругацких, могу сказать, что, если бы я не был менеджером, то обязательно стал бы шофером. И уж работал бы не на плюгавенькой легковушке, а на каком-нибудь грузовом чудовище, чтобы в кабину надо было забираться по лестнице, а менять колесо – с помощью небольшого подъемного крана.

Наш Huyndai, несмотря на вес более чем в две тонны, чудовищем не был, но удовольствие от вождения получено на все сто! Вообще, с машиной нам повезло: «топовый» двигатель V6 2,7 л, выдающий 179 л. с., плюс удачная коробка-автомат с ручным режимом уверенно разгоняли наш броневик до предельных 182 км/ч. Дисковые тормоза на всех четырех колесах гарантировали надежное торможение, а подвеска, на мой взгляд, даже чересчур комфортная, обеспечивала передвижение с легкостью необычайной по любой дороге. Правда, несколько расстроил «аппетит» автомобиля, существенно превышающий заявленные в паспорте характеристики. Хотя попутчики отнесли этот факт на счет моей «специфической», по их словам, манеры вождения.

С точки зрения водителя наше путешествие состояло из четырех этапов.

1. Перемещения в городе – очень странно.

Никогда до этого не ездил долго на большой машине. Совершенно иная философия: нет желания торопиться. А при перестроениях почему-то всегда находится место, даже в Москве, в час пик. Когда в плотном потоке нас пропустила маршрутка, я попросил, чтобы меня ущипнули: это же сон!

2. Федеральная трасса M10 – впечатления прекрасные!!!

Скорость колебалась от 140 до 180 км/ч, разумеется, вне пределов населенных пунктов. На прямой машина стояла как влитая, единственное, чего хотелось бы, – чуть больше обратной связи на руле в околонулевой зоне.

3. Местные асфальтовые дороги от Питера до Сортавалы – неплохо.

Все-таки великоваты крены, а задемпфированная педаль газа не позволила похулиганить на виражах. Что, наверное, и неплохо: пассажиры и так жаловались, что от этого «влево-вправо» их укачивает, и лишь стойкий фотограф героически боролся со стремящимися начать самостоятельное перемещение по салону камерой и ноутбуком, не отвлекаясь на посторонние разговоры.

4. Проселки от Сортавалы до Воттаваары – потрясающе.

Скорость, комфорт, надежность. Вот только 207 мм клиренса хватало не всегда, особенно на бродах. А пассажиры, никогда, видимо, не ездившие на УАЗах, не понимали, почему я так наслаждаюсь плавностью хода, и непрерывно что-то пытались произнести про ценность человеческой жизни. Гуманисты, наверное…

Рации Voxtel

Когда едешь компанией, да еще в не очень населенные места, всегда лучше иметь под рукой средства связи. Привычный мобильник в лесах, далеко от городов, уже не работает, и оптимальным вариантом являются радиостанции. В нашей поездке было два вида. Один – комплект из четырех радиостанций компании Voxtel – Voxtel MR 200 – использовался повсеместно, так как каждая из них, в связи со своими малыми габаритами, легко умещалась в любой карман или при помощи специального крепления вешалась на ремень. Настройка оказалась делом элементарным, и уже через пару минут вся группа была радиофицирована. Небольшой вес вызывал разные эмоции. Дело в том, что человеку крупной комплекции легко потерять станцию, если он носит ее на ремне, так как живот давит в аккурат на антенну, спихивая рацию с ремня. Но, несмотря на это, мы ни одной рации не потеряли – у нас подобрались в основном люди стройные. Малый вес аппаратов и крепкий пластик бережет их при падении. Вспомнить страшно, сколько раз падали станции прямо на карельские булыжники, когда, в надежде зацепиться за дерево и остановить падение тела, рука выпускала рацию.

Мы не ставили своей целью установить дальность связи, но когда группа разбредалась в сумерках по лесу в поисках подходящей дороги или дров для костра, рации Voxtel MR 200 нас ни разу не подвели. Были опасения при спуске в карьер, но и оттуда оказалось возможным связаться с дежурившим в машине. Так что надписи на коробке: «Дальность до 3 км» – можно верить. Удобно расположенная в углублении кнопка позволяет общаться, не снимая перчаток, что для нас было крайне актуально холодными вечерами. Прорезиненная вставка также помогает уверенно удерживать аппарат. Что частенько смущало, так это случайные нажатия на кнопку «Mon», то есть монитор, так как в такие моменты из области нижней части живота раздавалось жуткое шипение. Происходило это не часто, но вздрагивание запомнилось.

Перед поездкой мы добросовестно запаслись большим запасом батареек в расчете на «прожорливость» аппаратов, но, как ни странно, за три дня путешествия мы так и не сменили ни одного комплекта.

Удобные радиостанции, которые мы рекомендуем всем, кто увлекается активными видами спорта.

Карманный компьютер Toshiba e800

Мы прихватили с собой портативный ноутбук MaxSelect TravelBook TZ. Но, увы, он не обладает встроенным оптическим приводом, что в дороге оказалось очень неудобно. Точнее, опция такая есть, но нам попался ноутбук в стандартной комплектации. Так что работал ноутбук исключительно в качестве пишущей машинки; мы не могли использовать все его преимущества еще и потому, что необходимо было вернуть устройство в приличном виде, поэтому из машины его не вынимали. Однако на него записывались интервью местных жителей и наброски будущей статьи. К тому же встроенный Card Reader SD/MMC/MS-карт прекрасно поработал для освобождения карточки фотоаппарата и просмотра отснятых кадров.

Зато к месту пришелся наладонник Toshiba e800 с прекрасным VGA-экраном (640×480 точек), который очень хорошо вел себя на солнце. Как известно, больная мозоль всех ЖК-дисплеев – бледная картинка при работе под прямыми солнечными лучами. Но есть технологии, которые помогают использовать солнечные лучи во благо. Именно трансфлективный экран эту функцию и выполняет, в чем мы неодно-кратно убедились, так как погода была хорошая, и использование наладонника днем дискомфорта не вызывало. Благо, карты местности были у нас с собой не только на дисках, но и на флэшке. Скинув на Toshiba предварительно подготовленные (отсканированные) карты, мы всегда могли быстро сориентироваться на местности. И хотя размер экрана – всего 4 дюйма, информации на нем умещалось довольно много, и просмотр карты оказался делом довольно комфортным, особенно в сравнении с обычными QVGA-дисплеями. Тексты с описанием достопримечательностей и того, как к ним проехать, мы тоже продублировали на флэшку, чем упростили себе жизнь. Быстро достав из кармана наладонник, мы сравнивали увиденный пейзаж с фотографиями, сделанными людьми, которые до нас посетили Смерть-гору, отыскивая места проявления силы, где аппаратура должна была вести себя неадекватно. Постоянно носить с собой и периодически доставать ручку и бумагу – довольно трудно, а вот с наладонником таких проблем нет: вынул, включил – и все! Небольшие заметки об увиденном мы сразу вносили в приложение «Заметки», а когда эмоций накапливалось много или просто не хватало времени, мы наговаривали впечатления на встроенный диктофон, чтобы уже потом, спокойно сидя за рабочим столом, разобрать свои примечания. Кстати говоря, беседы с местными жителями также оказалось удобно записывать в КПК’шный диктофон, тем более что размещался он в нагрудном кармане куртки, где микрофон прекрасно справлялся со своими обязанностями, а наладонник оставался невидимым и не смущал собеседника.

Рации + GPS JJ-Connect

Еще один комплект носимых радиостанций – JJ-Connect Ciro – также активно использовался нами во время экспедиции в Карелию. В плане габаритов радиостанции Ciro не могут конкурировать с Voxtel, так как последние раза в два меньше, зато JJ-Connect Ciro имеют несколько своих «фишек», которые здорово нам помогли в пути. Большую часть времени мы провели в машине, и именно там начали настраивать аппаратуру, для того чтобы не терять времени по прибытии. Так как частоты, на которых работает JJ-Connect Ciro и уже упомянутые Voxtel, одинаковые, то мы при необходимости использования GPS несли только одну рацию и все время оставались на связи. Функцию рации мы настроили быстро, больших премудростей там нет, тем более что инструкция – на русском языке. Но вот встроенный GPS-приемник никак не хотел ловить спутники. Все решилось очень просто: во время одной из остановок мы включили инициализацию GPS и оставили аппарат в машине. Вернувшись минут через 20, обнаружили, что три спутника уже найдены, и для успешной работы достаточно поймать еще один. Решили пока перекусить. Через пять минут обнаружился последний спутник, и можно было двигаться в путь. У нас возникли опасения, что с началом движения Ciro «потеряется», однако ничего подобного не произошло: находясь на передней панели машины, приемник исправно показывал все положенные координаты. Отрадно, что на большом дисплее, да еще и по-русски, поочередно выводилась вся необходимая информация, и кривой линией отмечался пройденный маршрут. Причем траекторию движения можно было масштабировать, тем самым разглядывая причудливые изгибы проселочных дорог Карелии. На самом деле, в этом приемнике имеется несколько экранов, которые сменяются простым нажатием кнопки «Page». Одна из таких страничек – это компас, которым крайне удобно было пользоваться при ориентации на вершине горы. А во время движения удобно пользоваться экраном со сводными параметрами, такими как скорость, пройденное расстояние, высота над уровнем моря и т. д. Но нас все больше интересовало, когда же будет очередной поворот, так как на проселке не понятно, настоящая это дорога или просто обрывающийся через десять метров съезд в лес. Однако многим туристам понадобятся и остальные параметры, особенно при пешем переходе. Есть возможность прокладки маршрута, когда, сидя дома, вырисовываешь траекторию похода, а после просто следуешь указаниям прибора – заблудиться невозможно.

Надо отметить, что устройство может работать либо только как рация, либо только как GPS-навигатор, либо одновременно и тем и другим. Мы, естественно, использовали последний вариант. Особенно GPS-модуль пригодился при восхождении на Смерть-гору, так как, карабкаясь вверх и постоянно обходя огромные валуны, легко потерять не только чувство высоты, но и чувство направления. Наше спокойствие обеспечивал экран Ciro, где четко вырисовывалась траектория нашего движения и высота над уровнем моря. Возвращаться обратно по тому же пути оказалось проще простого, и не надо никаких меток-маркеров ставить: стрелка четко указывала направление движения. Во время крутых подъемов или спусков аппарат легко крепился на ремне, а свободу движений обеспечивало вращение рации в «седле». Гнущаяся в резиновом корпусе антенна при ненадобности удобно пряталась в изгиб корпуса; сломать ее просто нельзя – во-первых, из-за ее гибкости, а во-вторых, благодаря возможности убрать ее от греха подальше.

Кнопки по бокам рации прорезинены и влаги не очень-то бояться. В луже-то аппарат, скорее всего, откажет, так как полной герметичности никто не обещал, но некоторые испытания корпус выдержал на «отлично». Разбивая лагерь в темноте, мы попали в щекотливую ситуацию, когда выяснилось, что о фонарях все дружно забыли и искать дрова для костра, чтобы подогреть пищу и самим обогреться, придется на ощупь. На помощь пришла смекалка с технической поддержкой. Вспомнив о подсветке дисплея раций JJ-Connect Ciro мы сразу же приспособили их в качестве прибора освещения. Конечно, это не фонарь, но жить можно.

Так вот, возвращаясь к водным процедурам. Роса выпала в тот вечер более чем обильная, да и дожди, прошедшие недавно, не прибавляли сухости в лесу. Прикрепленные к поясу рации нахватались влаги выше некуда, причем мы заметили, это после заготовки дров, когда их снимали: вода каплями стекала по поверхности аппаратов. Заметим, что во время сборки «дровяного урожая» мы еще и переговаривались, размазывая грязными перчатками влагу по корпусу. Так что непредвиденный тест на влаго-стойкость приборы прошли с успехом, на утро работали безукоризненно – мы только грязь протерли, чтобы руки не пачкать, и на экране можно было наблюдать выдаваемую информацию.

JJ-Connect Ciro будет полезен спортсменам и путешественникам. Пригодится и для автотуризма, главное – расположить его как можно ближе к лобовому стеклу, чтобы крыша не загораживала спутники.

 

При полном или частичном использовании материала «Тесты на выживание, или 1300 километров карельских дорог» ссылка на Мобильные новости обязательна